Все — шагом марш в «Камчатский Театр Кукол» на выставку «Единственный в мире театр на нартах»!
Только там — уникальные матерьялы 1935–1940 годов из альбома, случайно обнаруженного в музее государственного академического центрального театра кукол имени Сергея Образцова.
Эти матерьялы рассказывают...
Впрочем, процитирую собственноручное сочиненье директора театра Леонида Дзерожинского:
«В 1935 г. я создал театр кукол для народностей, населяющих Камчатку и Чукотку. Я полагал, что ни один профессиональный театр в человеческом плане не сможет проникнуть вглубь национальных районов; портативный же театр кукол в составе четырёх-пяти актёров, используя местные средства передвижения (собак и нарты), легко может передвигаться и проведёт большую культурно-просветительную работу.
Возможность обслуживания театром районов Крайнего Севера на собачьих упряжках явилась впервые применённым опытом, который за пять лет превратился в реально существующий театр, утверждённый в настоящее время Советом Народных Комиссаров.
Театр с 1936 г. стал прокладывать маршруты по западному и восточному побережью полуострова, внося радость и оживление в самые отдалённые глухие уголки. Зимою в условиях камчатского бездорожья театр мог передвигаться исключительно на собачьих упряжках, которыми научились управлять сами актёры. Такое передвижение требовало от людей большой выносливости, когда приходилось передвигаться в условиях постоянной пурги или морозов, преодолевать большие расстояния (до 450 километров) без какого-либо человеческого жилья, часто ночуя на снегу, или в палатке, или просто на нартах в спальных меховых мешках, впрягаться вместе с собаками в тяжёлые восьмипудовые нарты, чтобы втащить груз на сопку и наоборот при спусках на косогорах летать с собаками стремглав вниз.
Портативность театра давала возможность обслуживать не только оседлые, но и кочевые народности, населяющие полуостров.
Театр побывал в таких местах, где ещё не перевелись шаманы (Кичига, Анапка), которые начали распространять слухи, что куклы действуют волшебством. Тогда мы стали после спектакля показывать перед ширмами, как действуют куклы. Слух о том, что едет кукольный театр, быстро распространялся по всей округе. Кочевые коряки съезжались на оленях из далёких кочевий, чтобы посмотреть говорящих кукол. Популярность театра была велика, и он по-новому ощутил значение своё в этой обстановке как проводника культуры в среде кочевых народностей Камчатки».